Консалтинговые услуги в сфере обеспечения безопасности на транспорте. Оценка уязвимости
ЗАО «ПМЦ «Авангард» является специализированной организацией в области транспортной безопасности авиационного, автомобильного, морского и внутреннего водного транспорта. Кроме того, компания является уполномоченной организаций в области охраны судов, плавающих под государственным флагом Российской Федерации и портовых средств. Компания проводит, с учетом требований национального и международного законодательства, полный комплекс работ по проведению оценки уязвимости и разработке планов обеспечения транспортной безопасности различных объектов транспортной инфраструктуры, а также паспортов объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию и утверждению разработанных документов в федеральных структурах.
Категорирование объектов транспортной инфраструктуры
Категорирование объекта транспортной инфраструктуры (далее - ОТИ) по транспортной безопасности (далее - ТБ) — это процедура отнесения ОТИ к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства (АНВ) и его возможных последствий.
Категорирование ОТИ является первым и очень важным шагом в обеспечении транспортной безопасности.
Объекты транспортной инфраструктуры подлежат обязательному категорированию в соответствии с порядком и количеством категорий, установленных Правительством РФ, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Критерии категорирования ОТИ устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Категорирование ОТИ осуществляется компетентными органами в области обеспечения ТБ. Для категорирования объекта субъект транспортной инфраструктуры подает сведения в компетентный орган по виду транспорта.
Специалисты ЗАО «ПМЦ «Авангард» окажут консалтинговые услуги по подготовке указанных данных и осуществят сопровождение до момента присвоения категории.
Категорированные и не подлежащие категорированию ОТИ, а также транспортные средства (далее - ТС) включаются (исключаются) в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, ведение которого осуществляют компетентные органы в области обеспечения ТБ в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта.
ОТИ, не подлежащие категорированию по видам транспорта, определяет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры
Оценка уязвимости объекта транспортной инфраструктуры – это определение степени защищенности ОТИ от угроз совершения актов незаконного вмешательства (АНВ). Оценка уязвимости производится исходя из присвоенной категории.
Проведение оценки уязвимости является неотъемлемой частью системы обеспечения транспортной безопасности (Федеральный Закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности»). Только на основании утвержденной оценки уязвимости разрабатывается план обеспечения транспортной безопасности.
Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности на основе публичного договора. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, не проводится. Персонал специализированных организаций, непосредственно осуществляющий оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, а также судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, подлежит подготовке и аттестации в порядке, установленном для сил обеспечения транспортной безопасности.
Порядок проведения оценки уязвимости в общем случае состоит из этапов:
- Обследование объекта, изучение его технических и технологических характеристик, порядка его функционирования;
- Определение критических элементов объекта, воздействие на которые может нанести функционированию объекта определенный ущерб;
- Определение наиболее вероятных угроз объекту или его критическим элементам;
- Анализ возможных моделей нарушителей;
- Разработка общих рекомендаций по обеспечению транспортной безопасности объекта;
- Сопровождение рассмотрения оценки уязвимости в компетентном органе.
Отличительными особенностями работ, выполняемых ЗАО «ПМЦ «Авангард», являются:
- Безусловное соответствие разрабатываемых документов требованиям национального и международного законодательства, ведомственных приказам и распоряжениям;
- Детальность проработки всех составляющих разделов документов.
Исходная информация, необходимая для проведения оценки уязвимости
Для проведения оценки уязвимости требуется обследование ОТИ и/или ТС, а также получение необходимых исходных документов, действующих на ОТИ, ТС и в субъекте транспортной инфраструктуры.
Состав исходных документов зависит от типа ОТИ и/или ТС и включает в себя информацию для оценки уязвимости, в том числе:
- Общее описание и основные технические характеристики;
- Подробное описание основных технологических процессов;
- Функциональные обязанности персонала;
- Подробное описание существующей системы обеспечения транспортной безопасности (охраны);
- Схемы и описание существующих инженерно- технических систем обеспечения транспортной безопасности и т.д.
Сроки выполнения оценки уязвимости
В соответствии с действующим законодательством, необходимо обеспечить разработку и утверждение оценки уязвимости в течение 3-х месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в реестр категорированных объектов
Пунктом 5 Приказа Минтранса России от 12.04.2010 г. №87 установлено, что срок проведения непосредственно оценки уязвимости не должен превышать одного месяца, а Приказа № 87 – к специализированным организациям.
Утверждение оценки уязвимости
После проведения оценки уязвимости начинается процедура утверждения результатов оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств в компетентном органе. Компетентные рассматривают отчеты об оценке уязвимости в срок, не превышающий 30 дней с момента поступления отчета на рассмотрение.
План обеспечения транспортной безопасности
Исходя из результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства разрабатывается план обеспечения транспортной безопасности (далее - ПОТБ). План обеспечения транспортной безопасности ОТИ – это документ, который разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости ОТИ и определяет систему мер для защиты ОТИ от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства (АНВ), а также при подготовке и проведении контртеррористической операции. План обеспечения транспортной безопасности утверждается компетентным органом.
Законодательство четко определяет, что разработка планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации (далее соответственно - планы, суда), осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры
Специалисты ЗАО «ПМЦ «Авангард» разрабатывают для субъекта проект Плана обеспечения транспортной безопасности. После подписания документа должностными лицами субъекта транспортной инфраструктуры он направляется в компетентный орган. ЗАО «ПМЦ «Авангард» сопроводит ПОТБ до момента утверждения.
Для строящихся объектов транспортной инфраструктуры предусмотрен иной порядок разработки Планов обеспечения транспортной безопасности. Под строительством объекта транспортной инфраструктуры понимается создание и реконструкция объектов транспортной инфраструктуры:
- Досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;
- Пропускной и внутриобъектовый режимы, обеспечивающие контроль за входом (выходом) физических лиц, въездом (выездом) транспортных средств, вносом (выносом), ввозом (вывозом) грузов и иных материальных объектов, в том числе в целях предотвращения возможности размещения или попытки размещения взрывных устройств (взрывчатых веществ), угрожающих жизни или здоровью персонала и других лиц;
- Мероприятия по защите от актов незаконного вмешательства, учитывающие особенности строительства отдельных объектов транспортной инфраструктуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Утвержденный ПОТБ строящегося ОТИ представляется на бумажном носителе в 2 экземплярах либо в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью застройщика.
Первый экземпляр утвержденного ПОТБ строящегося ОТИ на бумажном носителе с отметкой о приеме подлежит возврату застройщику.
На Застройщика также возлагается обязанность установить предварительную категорию строящегося ОТИ, исходя из количества категорий и критериев категорирования, установленных в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона "О транспортной безопасности), а также сведений о месте проведения строительных работ, технических и технологических характеристиках ОТИ, а также согласовать эту категорию с компетентным органом. Дальнейшее проектирование ОТИ осуществляется с учетом его предварительной категории.
Специалисты нашей компании окажут содействие Застройщику в оформлении документов для присвоения и согласования предварительной категории и сопроводят документы в компетентном органе.